ГОСТ Р ИСО 4040-2011: Эргономика транспортных средств. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобиле

ГОСТ Р ИСО 4040-2011: Эргономика транспортных средств. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобиле

Терминология ГОСТ Р ИСО 4040-2011: Эргономика транспортных средств. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобиле оригинал документа:

3.1 базовая плоскость (reference plane): Вертикальная плоскость, параллельная продольной оси автомобиля, проходящая через ось рулевого колеса, расположенная в пределах зоны, ограниченной расстоянием в 50 мм по обе стороны от центра намеченного расположения сиденья водителя (точки R), в соответствии с ИСО 6549.

Определения термина из разных документов: базовая плоскость

3.15 вспомогательная рабочая поверхность (secondary operational surface): Рабочая поверхность, закрепляемая на другой рабочей поверхности и являющаяся выступающей по отношению к ней.

Примечание - В это понятие не входят кнопки, располагающиеся на конце рычага управления (см. рисунок 4).

Определения термина из разных документов: вспомогательная рабочая поверхность

3.10 движение головой (head movement): Движение, требуемое для наблюдения объекта, находящегося за препятствием.

Примечание - Для целей настоящего стандарта данное определение не относится к движениям, когда объект наблюдения находится под углом к линии визирования, превышающим 30°.

Определения термина из разных документов: движение головой

3.6 зона 1 (zone 1): Пространство с левой стороны от базовой плоскости, ограниченное:

- плоскостью, параллельной плоскости рулевого колеса, расположенной на 20 мм выше нее;

- плоскостью, параллельной плоскости рулевого колеса, расположенной на 170 мм ниже нее;

- цилиндром, выходящим за периметр обода рулевого колеса на 100 мм, ось которого совпадает с осью рулевого колеса;

- цилиндром, ось которого совпадает с осью рулевого колеса, а радиус на 130 мм меньше радиуса обода рулевого колеса;

- двумя плоскостями, пересекающимися по оси рулевого колеса и составляющими с базовой плоскостью 40° и 130°.

Примечание - См. рисунок 3.

Определения термина из разных документов: зона 1

3.7 зона 2 (zone 2): Пространство, ограниченное:

- плоскостью, параллельной плоскости рулевого колеса, расположенной на 20 мм выше нее;

- плоскостью, параллельной плоскости рулевого колеса, расположенной на 170 мм ниже нее;

- цилиндром с радиусом 50 мм, ось которого совпадает с осью рулевого колеса.

Примечание - См. рисунок 3.

Определения термина из разных документов: зона 2

3.8 зона 3 (zone 3): Пространство с правой стороны базовой плоскости, ограниченное:

- плоскостью, параллельной плоскости рулевого колеса, расположенной на 20 мм выше нее;

- плоскостью, параллельной плоскости рулевого колеса, расположенной на 170 мм ниже нее;

- цилиндром, выходящим за периметр обода рулевого колеса на 100 мм, ось которого совпадает с осью рулевого колеса;

- цилиндром, ось которого совпадает с осью рулевого колеса, а радиус на 130 мм меньше радиуса обода рулевого колеса;

- двумя плоскостями, пересекающимися по оси рулевого колеса и составляющими с базовой плоскостью 40° и 130°.

Примечание - См. рисунок 3.

x005.jpg

а - ось рулевого колеса; b - плоскость рулевого колеса

Рисунок 3 - Расположение зон

3.9 видимость (visible): Возможность обзора, необязательно обоими глазами одновременно, из любого положения в пределах 95 процентов поля зрения при положении рычага переключения передач на высшей передаче или передаче, подходящей для вождения, и рулевого колеса в положении прямо вперед, отрегулированного в соответствии с требованиями изготовителя.

Примечание - См. ИСО 4513 [2].

Определения термина из разных документов: зона 3

3.12 индикатор готовности устройства пассивной безопасности (passive restraint readiness indicator): Сигнализатор или индикатор, показывающий ошибку функционирования или невозможность срабатывания устройства пассивной безопасности, или показывающий что устройство пассивной безопасности отключено.

Определения термина из разных документов: индикатор готовности устройства пассивной безопасности

3.3 область отображения индикатора или сигнализатора (display area of indicator or tell-tale): Область, на которой отображаются количественные показатели и сегменты, используемые для определения значений этих показателей.

Пример - См. рисунок 2.

Примечание - В эту область не следует включать рамку или серийный номер изготовителя.

x004.jpg

1 - область отображения показателей и сегментов при использовании стрелки;

Рисунок 2 - Пример области отображения индикаторов

Определения термина из разных документов: область отображения индикатора или сигнализатора

3.11 опознавательный знак (identification): Символ, метка или сегмент указателя и шкалы, с помощью которых водитель может распознать характеристику, отображаемую элементом управления, индикатором или сигнализатором.

Определения термина из разных документов: опознавательный знак

3.5 ось рулевого колеса (steering-wheel axis): Прямая, перпендикулярная к плоскости рулевого колеса, проходящая через центр вращения обода рулевого колеса.

Определения термина из разных документов: ось рулевого колеса

3.4 плоскость рулевого колеса (steering-wheel plane): Плоскость, касательная к поверхности обода рулевого колеса со стороны водителя в положении, определенном конструкцией транспортного средства, когда колеса направлены прямо вперед.

Определения термина из разных документов: плоскость рулевого колеса

3.2 рабочая область элемента управления (operational area of control): Область, охватываемая частями элемента ручного управления, при выборе возможных режимов или положений в порядке, определенном разработчиком.

Пример - См. рисунок 1.

x003.jpg

1 - крайние положения элемента управления; 2 - рабочая область элемента управления

Рисунок 1 - Пример рабочей области элемента управления

Определения термина из разных документов: рабочая область элемента управления

3.14 рабочая поверхность (operational surface): Область на общей поверхности, где водитель должен выполнять управляющие действия (например, нажимать кнопку или передвигать рычаг) для выполнения определенной функции.

Определения термина из разных документов: рабочая поверхность

3.13 рычаг управления (stalk control): Стержневой элемент управления, видимая длина которого, как минимум, в пять раз больше его наименьшего поперечного размера.

Примечание - Данное устройство может быть подвижным или неподвижным и расположено на рулевой колонке или приборной панели. Рабочая область располагается в пределах досягаемости водителя (см. 4.1 и ИСО 3958).

Определения термина из разных документов: рычаг управления

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. . 2015.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»